Путь к истине

Путь к истине

Вот уже более двух столетий одиноко возвышается над Владикавказом храм Рождества Пресвятой Богородицы... Молчаливый свидетель растущего, взрослеющего города, храм колокольным перезвоном своим всегда отмерял вехи в истории осетинской столицы.

Он был возведен на территории селения Дзауджикау в те годы, когда Владикавказ был еще крепостью, которая располагалась ниже осетинского селения. И так уж он расположился, что будь то печальные события или радостные – у верующих этот храм, как небо – всегда перед глазами. Поднял очи вверх – и сердце радуется его величавому молчанию или радостному колокольному перезвону. Но годы идут... нет уже старого селения, и крепости нет. К подножию храма, серыми бе тонными и красными кирпичными разноэтажными волнами подбирается Владикавказ. Все ближе и ближе... и уже будто в тисках стоит храм на холме – как послание прошлого в современный мир. И, спустя века, не пуст его приход.

Осетинская церковь

Наверное, так же два века назад сюда стекались верующие с пасхальными яствами, рождественскими дарами. Все течет, все меняется, но вера остается незыблемой в сердцах тех, кто искал и обрел. Храм и сам не раз менял свой облик. Сначала был выстроен из дерева, затем из камня. Во всех переменах одна связующая нить: строили и перестраивали его всем миром, на средства благотворителей.

Старинные документы сохранили фамилии людей, принимавших участие в преобразованиях Осетинской церкви. Перестройка храма велась при активном участии начальника Владикавказского военного округа барона Вревского, генерала Евдокимова, полковника Сперанского на средства князя Святополк-Мирского, купцов Шилова, Андреева, Щербинина, а также на пожертвования русского и осетинского офицерства, жителей города, прежде всего Осетинской слободки. Благотворители не жалели средств: храм постепенно обрел знакомые нам сегодня черты, подпорные стенки укрепили холм на долгие годы, будто закрепив окончательно за Осетинской церковью статус первого, старейшего храма Владикавказа.

До образования своих приходов сюда около полувека ходили молиться осетины, русские, грузины, греки, армяне.

– Церковь была построена по стилистическим канонам конца 19 века, рассказывает архитектор Сослан Цаллагов, директор Северо-Осетинского филиала Российского фонда культуры. – В плане, если посмотреть, она представляет собой вытянутый крест со сторонами: если с запада на восток померить – это примерно 38 метров, а с севера на юг – 19 метров. Центральный купол базируется на восьмигранном барабане, а на звоннице восьмигранный шатер тоже имеет трехчастное членение, звонница наверху завершается вытянутой композицией шатрового покрытия.

В этой церкви не было границ меж христианами. До образования своих приходов сюда около полувека ходили молиться осетины, русские, грузины, греки, армяне. Осетинская церковь в те годы имела статус интернациональной. Храм Рождества Пресвятой Богородицы со своего холма наблюдал пору активного строительства церквей во Владикавказе, затем стал молчаливым свидетелем столь же активного краха религии, а вместе с ней и культовых сооружений. Да и саму Осетинскую церковь не миновала чаша сия. В 1931 году храм Рождества Пресвятой Богородицы закрыли, а после передали городскому исполнительному комитету. Разруха в головах не способствует созиданию в делах: верхнюю часть основного объема храма тут же разобрали. До 1939 года церковь использовалась в качестве склада конторы «Облзаготзеpно», позже здесь открыли музей осетинской литературы имени Коста Хетагуpова. В 1972 году в здании храма был расположен художественный музей. И вот, казалось бы, смутные времена позади: в конце 80-х годов интерес к культовым сооружениям начал возрождаться.

К тому времени храм Рождества Пресвятой Богородицы находился в плачевном состоянии. Пошли даже разговоры о том, что он не представляет никакой ценности – здание надо разрушить и на его месте построить новую современную церковь. Был объявлен конкурс, и проектный институт разработал даже несколько проектов.

Но порой в жизни происходят события, которые принято называть судьбоносными. Будто по воле Божьей люди сталкиваются с обстоятельствами, которые меняют их взгляды на жизнь.

...Обычный день в национальной научной библиотеке. Фатима Найфонова проработала здесь не один год. Книги, газеты, читатели... Совершенно случайно ей становится известно об угрозе, которая нависла над Осетинской церковью. Фатима Тасолтановна была воспитана на атеистических ценностях – и, казалось бы, судьба культового сооружения не должна была ее взволновать, но получилось иначе.

– Я стала заниматься историей осетинской церкви совершенно неожиданно для себя, работая в архиве, – рассказывает она. – Обнаружила уникальный документ, который раскрывал всю значимость осетинской церкви и ее ценность. И я вдруг поняла, что разрушить этот храм – это просто преступление – против истории, духовной культуры Осетии, потому что с этим храмом очень много значимых событий оказалось связано.

Отсюда на войны уходили наши солдаты, в этих стенах священнослужители их благословляли. Не все возвращались домой. Погибших воинов, храбрых сынов Осетии – хоронили, в ограде церкви. Здесь отпевали и захоронили Коста Хетагурова, других выдающихся деятелей республики. Сомнений не осталось – храм надо спасать! Человек на тот момент далекий от журналистики, Фатима Найфонова настолько погрузилась в тему и была ею впечатлена, что решила написать об этом. Публикация вызвала отклик общественности.

– Моя статья открыла полемику, – продолжает Фатима Тасолтановна, – тогда газеты играли важную роль. Удивительно, но на защиту храма поднимались люди, которые были далеки от церкви. Это были студенты исторического факультета, движение которых возглавил Гоча Гогичаев; это был наш замечательный художник Михаил Кодоев, который поднял своих тибуловцев – было такое объединение художников «Тибул»; это был наш научно-методический отдел, в котором подняла свой голос в защиту храма Альбина Цориева – она и сейчас является сотрудницей научной библиотеки. Очень много сил и стараний для того, чтобы сохранить храм, приложил Таймураз Петрович Плиев – наш замечательный краевед, и, конечно же, наш удивительный архитектор Сослан Цаллагов.

Но нашлись и противники – те, кто уже примеривался к освоению перспективного участка, намоленного места.

Одинокий храм на холме оказался вовсе не одинок.

Когда вышла моя статья в «Северной Осетии», раздался неожиданный звонок – мужской голос в достаточно агрессивной форме. Мне пытались дать понять, что я должна отойти от этой темы – то есть, фактически угрожали расправой, но меня это не остановило, наоборот, я пошла дальше – появилась радиопередача, потом в соавторстве с Фатимой Басиевой, которой, к сожалению, уже нет с нами, мы сняли фильм «Дорога к храму». И вот когда сюда уже подогнали бульдозеры, люди – все, кто защищал храм – пришли сюда и живой цепью готовы были встать, чтобы остановить разрушение.

Одинокий храм на холме оказался вовсе не одинок. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая в начале 19 века была построена на пожертвования населения, в конце века 20-го вновь вернулась к жизни: когда-то ее строили все вместе, и теперь отстояли всем миром.

В память о благотворителе у входа в Осетинскую церковь висит мемориальная доска. Ведь это именно благодаря его помощи храм Рождества Пресвятой Богородицы отметил свое второе рождение.

– Нам удалось съездить в Москву, вспоминает архитектор Сослан Цаллагов, директор Северо-Осетинского филиала Российского фонда культуры. Мы привезли сюда специалиста главных реставрационных мастерских Роспроектреставрации Равинского. Он рассмотрел эту ситуацию, дал ряд рекомендаций, и согласно этим рекомендациям храм был спасен. Провели все необходимые работы, и по сей день, Слава Богу, храм живет и действует.

– Я сюда попал лет 20 тому назад, рассказывает дьякон, Отец Александр, – здесь еще служил отец Мануил (Марат Бурнацев – прим. ред.). Правда, церковь еще не была открыта. Здесь стояли вагончики. В одном вагончике был склад церковной утвари, свечей, а второй вагончик на время стал церковью, маленькой домашней, и там проходили службы, крещения. Печальна история о том, что отца Мануила не стало. На его место правящий тогда архиерей владыка Гедеон прислал отца Константина. Мало-помалу церковь возрождалась. Была открыта воскресная школа, и потом потихоньку начал обустраиваться сам храм. Отец Константин много вложил усилий.

– Это наш храм!  – Помощь церкви – благородное дело.

200 лет храму Рождества Пресвятой Богородицы, а он с годами становится все моложе: новый барабан и новый купол, что ярче солнца. В этих древних стенах и сегодня совершаются богослужения. И новое поколение меценатов, как эстафету, подхватило завет видных деятелей старого Владикавказа – заботиться о храме, помогать, кто чем может.

– Это наш храм, – говорит меценат Сослан Джиоев. – Помощь церкви – благородное дело. Конечно, каждый из нас в своей жизни старается, помимо земного своего бытия, думать о духовном. Я всем сердцем и душой думаю, и многие мои братья стремятся к тому, чтобы оказывать определенную помощь нашей церкви, нашей православной вере.

И верно говорится: все зло в мире творится с молчаливого согласия равнодушных людей. А на неравнодушных мир держится!

– Я помню, когда уже вовсю шли реставрационные работы, – вспоминает Фатима Найфонова, – когда храм восстанавливался, когда нашлись благотворители, которые вложили деньги в его реконструкцию, мне позвонил Отец Мануил и попросил, чтобы я привезла ему микрофонную петличку. Я приехала, в этот день он крестил детей. И сказал мне: Фатима, я тебя сегодня ни за что не отпущу – я должен тебя покрестить, ты все-таки тоже свой вклад в спасение храма внесла. И я прошла обряд крещения... А так как это был день святой Дарьи, он дал мне духовное имя Дарья, и подарил маленький медальончик, который я храню, как очень ценную реликвию.

Два столетия живой истории... Стоит на холме Осетинская церковь. Сколько молитв слышали ее стены? А за их пределами жизнь кипит и бурлит, замедляя свой бег лишь у подножия этого холма, чтобы вдруг задуматься о вечном. Одиноко и величественно стоит на холме храм Рождества Пресвятой Богородицы, но он вовсе не одинок: и в горе, и в радости всегда находятся люди, готовые не рушить, а созидать, словом и делом – помогать всем миром!

И храм отвечает им добром, Божьей благодатью, он, словно маяк, помогает каждому выйти из тьмы, следовать заповедям, не сбиться с пути в наше трудное время, найти путь к Истине.

Елена ГОБОЗОВА

Опубликовано в газете "Стыр Ныхас".

Электронная версия газеты размещается на сайте

Международного общественного движения "Высший совет осетин"

по адресу http://styrnyhas.com

 

Осетинский интернет-портал